Жутко прекрасно, жутко стильно и попросту жутко. В этом вся Stasis.
Утро добросердечным не бывает
В point’n’click adventure сюжет, будто правило, стоит на первом месте, а чего-то новоиспеченного в геймплейном плане от жанра уже давненько никто не ожидает. Stasis не исключение — перед нами история всегдашнего человека из научно-фантастического предбудущего, влетевшего в весьма необычные обстоятельства.
Джон Марачек, отправившийся в космическое странствие вкупе со своей семьёй, просыпается в стазис-камере после выхода из анабиоза. Пробуждение его абсолютно не веселит — вместо конечной точки маршрута он будет на абсолютно дружком космическом корабле, бабы и дочери возле дудки, ага и здешние обитатели абсолютно не торопятся привнести ясность в происходящее. Точнее, членов экипажа «Грумлейк»(настолько зовется космолёт, на каком очутился главнейший герой)и вовсе не найти, оттого придётся двигать на розыски домашних, пробуя попутно разобраться в том, что случилось.
В том, что тут приключилось что-то диковинное, колебаться не доводится — ни монолитной живой дави, зато полно мертвецов с знаками насильственной смерти. Корабль — научный, и искушённый игрок, безусловно, залпом догадается, что в гибели экипажа «Грумлейка» наверняка повинны очередные опасные эксперименты с биологическим оружием, какое взбунтовалось против своих демиургов. Заброшенный корабль, плотоядные твари, убившие большущую доля команды, и безумные учёные, устанавливающие эксперименты над людьми… Полный комплект штампов научно-фантастического хоррора, от «Чужого» и Dead Space до «Горизонта событий».
Впрочем, если изначально настроиться собственно на подобное и не дожидаться от игры каких-то откровений в плане сюжета(а разработчики ещё на Kickstarter обещались собственно классический НФ-ужастик), то глядится история «Грумлейка» вполне органично, несмотря на всеобщую банальность. Хотя, если не лениться следить за развитием сюжета, можно заприметить кое-какие занимательные мелочи, какие позволяют глянуть на происходящее под несколько иным углом даже после прохождения игры и получения ответа на все спросы.
Вполне типическое для игры соотношение прахов на квадратный метр локации.
Авторы вообще не стесняются обходиться с героями игры с максимальной безжалостностью. Причём выглядит это всё «по-взрослому», без какого-либо гротеска, и не ограничивается дюжинным кромсанием мяса, каким сейчас никого не удивишь. Впрочем, и «кровь-кишки» тоже на уровне: Джону беспрерывно доводится валандаться в полуразложившихся прахах(порой — непосредственно в телах, а не в штуках или одеже)в розысках ценных штук, пару один он использует отвлеченные конечности, плавает в резервуаре с биологическими отходами и ферментирует по канализации среди человечьих останков… Сплошная мерзость.
Судя по писулькам конченых, среди членов команды «Грумлейка» можно было вскрыть не менее омерзительных людей, причём их численность превышает все благоразумные пределы. Один ради выживания готов убить человека, какой почитает его дружком, иная не брезгает коротать эксперименты над людами во имя науки и сокрушается неужели что из-за ахового качества «материала», третий и вовсе психопат, помешавшийся на идее сверхчеловека. Адекватных утилитарны дудки, а те, что жрать, погибают гораздо бойче своих корыстолюбивых коллег. Впрочем, судя по всё тем же записям журналов и велеречивым кровоточивым отпечаткам в всяком отсеке, конец безвременно или поздно настигла всякого.
Идея с подачей сюжета путём подбрасывания игроку неодинаковых писулек и электронных извещений в терминалах не новоиспеченна, ага и сам сюжет вышел, мягко болтая, вторичным. Но в круглом история «Грумлейка» не будит вожделения пропускать чтение всех этих записей, посланий и дневников. Тем более что собственно этим придётся заниматься большущую доля времени в интервалах между решением загадок и разглядыванием великолепно нарисованных уровней.
Жуткая красота
Stasis будто возвращает игрока на полтора десятка лет назад, во времена захода спрайтовой графики, когда разработчики начинали вовсю экспериментировать с 3D, а ветхие добросердечные спрайты исподволь отходили на иной план. The Brotherhood создала классическую изометрическую адвенчуру, однако ликовать прежде времени этому не стоит, даже если с играми той эпохи у вас связаны недюжинно позитивные записки. «Классика», кроме прекраснейших локаций, вводит в себя отсутствие какого-либо внятного интерфейса, ужасное основное меню, басистое по нынешним меркам позволение и анимацию уровня былого века.
«Доктор, а я смогу выступать на скрипке после операции?»
С иной сторонки, уникальную атмосферу игры образовывают собственно вручную нарисованные уровни, и басистое позволение картинки — их единый дефект. Некоторые настолько и просятся на пролетарий стол в качестве обоев, кое-какие вообще выполнены столь важнецки, что будто, будто это не «задник» компьютерной игры, а самая взаправдашняя полотно. Всё вынесено в том же мрачно-техническом манере: футуристичное оборудование, где-то сломанное, а где-то продолжающее вкалывать, несмотря на отсутствие людей, лужи крови, мерцание аварийного освещения и мгла забытых отсеков… Портит впечатление неужели что поступь основного героя — его движения выглядят неестественно и не вписываются в всеобщую картину.
Что дотрагивается звукового сопровождения, то запоминается оно в основном дробными всхлипами и воплями самого Джона по предлогу происходящего вкруг. Музыка же вступает в девало будет жидко, однако там, где она сходит на начальный план, доводится недюжинно к месту.
Без сюрпризов
В плане геймплея Stasis вряд ли сможет кого удивить. Стандартный для жанра процесс: гоняйся по локациям, разыскивай объекты, придумывай, будто их можно использовать, ага решай неодинаковые загадки в облике мини-игр. Какой-либо вариативности прохождения дудки — всё сугубо линейно. Стоит внимательно декламировать записи, брошенные пропащей командой корабля, иначе не выйдет найти решение кое-каких загадок. Последние в основном вполне логичны, вписываются в антураж и содействуют созданию той самой мрачной атмосферы происходящего. К счастью, тут почитай дудки мозголомных задач вроде «как с поддержкой топора и подушки починить электрогенератор», зато в изобилии всевозможные манипуляции с прахами, сгнившими середками, отвлеченными конечностями и прочие антипатичные деяния.
От столь узкого соседства с уже мёртвыми и ещё живыми(однако абсолютно не радушными)обитателями корабля Джон вполне может постановить все проблемы одним махом, попросту кончив с собой. Во всяком случае, таковая возможность у игрока водится, причём произвести суицид можно с поддержкой утилитарны любого найденного объекта — попросту используйте его на основном герое. Далее последует небольшой ролик, где Марачек умерщвляет себя всевозможными способами. Ничего необычного — «фича» ради «фичи» и ещё один-одинехонек штрих к беспрерывному ощущению безысходности, что будит Stasis.
Если наскучило выступать, то можно оригинально оформить выход в основное меню.
***
Осилить игру можно за один-одинехонек вечер. Прохождение занимает гладко столько времени, дабы не наскучить. Ничего новоиспеченного тут, будто и ожидалось, дудки — разработчики обещались классическую адвенчуру, и они своё обет подавили. Тем не менее в Stasis выискалось пункт отличному дизайну и небезынтересному сюжету, а уж той самой «души» благодаря всему вышеперечисленному — хоть отбавляй.
Плюсы: классический геймплей в важнейшем резоне этого слова; стильный дизайн; атмосфера приключившейся на корабле катастрофы передана пятерка.
Минусы: локации могли бы быть и повозвышеннее позволением; убогая анимация; абсолютно линейное прохождение.