Сплавы на базе названных материалов являются лёгкими и надёжными, благодаря чему считаются перспективными для техники следующего поколения. Такие сплавы уже сейчас используются в автомобилестроении, авиационной промышленности и космической отрасли. Но, как отмечают российские учёные, для успешной эксплуатации этих материалов необходимо знать, как они будут вести себя в различных условиях.
В рамках проекта специалисты ТГУ в течение трёх лет создадут широкодиапазонную модель, которая позволит описывать механическое поведение лёгких сплавов с повышенной точностью, учитывая общие закономерности деформирования этого класса материалов. Для этого ученые среди прочего будут проводить экспериментальные испытания сплавов на специальном оборудовании, а затем исследовать изменения их свойств на разных масштабных уровнях.
Предполагается, что выработанная методика позволит значительно ускорить и удешевить создание новых сплавов повышенной прочности. Они найдут применение в авиакосмической технике и медицинском оборудовании.
«Использование широкодиапазонной модели в будущем позволит уменьшить коэффициент запаса прочности, который завышает размеры и массу деталей. Кроме того, понимание закономерностей изменения структуры, деформации и разрушения позволит выработать рекомендации для создания новых сплавов с повышенными прочностными свойствами», — говорят учёные.