Современные самолёты могут на 70 % состоять из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Из них изготавливаются различные конструкции и детали, воспринимающие силовую нагрузку.
Полимерные композиционные материалы состоят из полимерной связующей матрицы и армирующего элемента (наполнителя). Российские учёные предложили новый подход к молекулярному дизайну бис-фталонитрильных мономеров, из которых состоит полимерная матрица, и получили вещества, из которых легче, по сравнению с известными аналогами, получать термостойкие детали сложной формы с минимальным количеством соединительных элементов.
«Сейчас температурный диапазон применения ПКМ составляет не более 150 °С для самых распространённых материалов и до 250 °С — для термостойких. Мы же разработали ПКМ, пригодные для эксплуатации при температурах до 450 °С, обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространёнными в применении для этих целей эпоксидными смолами», — говорят исследователи.
Ожидается, что создание высокотемпературных ПКМ позволит заменить существующие металлические детали двигателя (например, лопатки компрессора низкого давления) или обшивки сверхзвуковых самолетов на элементы нового поколения.