Как сообщил источник «Коммерсанта», в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени было обнаружено, что в нём применялись «неликвидные компоненты» — вместо материалов с содержанием драгметаллов для этого типа двигателей использовались менее жаростойкие, предназначенные для других типов двигателей. Этой ситуацией уже заинтересовались сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР, которые сейчас выясняют, почему замену материалов не заметили представители многочисленных структур, отвечающих за контроль качества.
Решение об отзыве для перепроверки и устранения при необходимости недостатков было принято 20 января в ходе выездного совещания руководства госкорпорации «Роскосмос». «Речь идёт обо всех без исключения двигателях для „Протонов“, выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур, — сообщил источник «Коммерсанта». — График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели».
Исправлением ситуации на ВМЗ займётся научно-производственное объединение «Энергомаш». «В контур интегрированной структуры, возглавляемой „Энергомашем“, входит Конструкторское бюро химавтоматики, которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей „Протон“ и досконально знает технические характеристики двигателей и особенности их изготовления, — сообщил «Коммерсанту» гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов. — Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой „Роскосмосом“ реформы отрасли в целом мы проведём аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ». Он предупредил, что проведение проверки может отразиться на сроках запуска ракет-носителей типа «Протон» и «Союз».