Первый полет на «Флайер-1» 17 декабря 2007 года была представлена 3-Way SLI. Точнее, в этот день NVIDIA представила чипсеты nForce 780i SLI и nForce 750i SLI, поддерживающие эту технологию. SLI (scalable link interface) — технология, позволяющая объединить несколько видеокарт в один массив. Впервые была применена компанией 3dfx, которая позволяла устанавливать несколько графических адаптеров Voodoo в системный блок. После поглощения все технические наработки стали собственностью NVIDIA. Следовательно, 3-Way SLI — это возможность объединять до трех видеокарт. А ведь еще существует Quad SLI. В теории использование трех видеокарт должно утроить производительность в компьютерных играх. Однако ограничений у 3-Way SLI предостаточно. Первый аспект — финансовый. Эту технологию поддерживают только топовые 3D-акселераторы. А это значит, что покупка сразу трех устройств, как говорится, влетит вам в копеечку. Плюс придется изрядно вложиться и в остальные комплектующие. Например, система на базе набора логики Z87/Z97/Z170 Express обладает отличной общей производительностью, однако даже ее будет недостаточно для 3-Way SLI, потому что процессоры Haswell имеют встроенный контроллер PCI Express всего на 16 линий. Плата без дополнительной логики сможет в лучшем случае работать с тремя видеокартами по схеме х8+х8+х4. Так что это не вариант. Необходимо либо искать материнку с мостом PLX (наглядный пример — MSI Z97 XPOWER AC, схема работы — x16-x8-x8), либо обратиться к очень дорогой платформе X99 Express. Второе ограничение, которое уже непосредственно влияет на производительность, относится к оптимизации драйверов и игровых приложений. Приведем цитату, размещенную на официальном сайте компании: «Технология NVIDIA SLI — это революционная платформа, позволяющая гибко изменять графическую производительность путем объединения нескольких графических решений NVIDIA в одной системе на базе SLI-сертифицированной материнской платы. Используя собственные программные алгоритмы и специальную логику масштабирования в каждом GPU, технология SLI предлагает двукратное увеличение производительности с 2-мя платами и 2.8-кратное с 3-мя в сравнении с одиночным графическим решением.» То есть сам производитель заявляет о том, что 3-Way SLI не даст трехкратного преимущества в сравнении с одной видеокартой. Стоит учесть, что и заявленные 2,8 крат могут быть достигнуты далеко не во всех играх, а также далеко не во всех режимах. Самое интересное, что в последнее время постоянно выходят игры, у которых наблюдаются проблемы с работой технологии SLI. За примерами далеко ходить не надо. Из последних релизов проблемы с SLI наблюдаются у Just Cause 3 и Assassin’s Creed Syndicate. А ведь эти игры создавались при непосредственном участии NVIDIA. Тревожная тенденция. Третье ограничение — небезграничные возможности остального железа. В первую очередь это относится к процессору. С увеличением количества GPU в системе нагрузка на него очень сильно увеличивается. А потому может появиться эффект процессорозависимости, который, как правило, материализуется в виде отсутствия увеличения кадров в секунду. Это ограничение будет наблюдаться и в разрешении Full HD, и в WQHD.
NVIDIA 3-Way SLI 17 декабря 2008 года Toshiba, IBM и AMD создали самую маленькую на тот момент ячейку памяти SRAM. Площадь такой ячейки составила 0,128 мкм2. В разработке применялась технология FinFET и 20-нанометровый техпроцесс. В построении ячейки использовались материалы с высокой диэлектрической постоянной и металлические затворы HKMG (high-k/metal gate). Напомним, что в 2008 году самым передовым считался 45-нанометровый техпроцесс. Со временем Intel выпустила коммерчески успешные версии интегральных схем, произведенные по 32-нм, 22-нм и 14-нм техпроцессу. Уже ведутся разработки по внедрению 10-нм, 7-нм и 5-нм норм. И везде используется технология FinFET.
Ячейка SRAM-памяти