Видеозапись презентации Apple iPad 27 января 2010 года
Какое-то время iPad являлись вторыми по продажам аппаратами среди продукции Apple после iPhone. Но даже в период пика своей популярности они приносили компании в два раза меньшую прибыль, чем смартфоны. А за последние несколько кварталов iPad и вовсе сместились на четвёртое место по уровню выручки, уступив компьютерному бизнесу и сервисам.
Распределение доходов между тремя самыми важными после iPhone направлениями бизнеса Apple
Но финансы финансами, а есть ещё количественный показатель. Даже сегодня Apple поставляет больше планшетов iPad, чем компьютеров Mac, и этому есть логичное объяснение — iPad стоит дешевле Mac. Правда, на графике ниже видно, что спрос на Mac все эти годы стабильно держался примерно на одном уровне, в то время как поставки iPad сначала стремительно росли, но после определённого момента пошли вниз, и в настоящее время продолжают падать.
Однако удивляться тут нечему — причина, по которой продажи iPad снижаются, была названа на пресс-конференции 27 января 2010 года, то есть ещё до их выхода на рынок. Тогда Стив Джобс заявил, что новый гаджет сможет стать успешным только в том случае, если будет справляться с определёнными задачами лучше, чем ноутбуки и смартфоны.
Планшетов iPad продаётся больше, но продажи компьютеров Mac стабильнее
Но для чего же реально хорош iPad сейчас? Собственно говоря, для того же, что и семь лет назад: посещение веб-страниц, общение в соцсетях или просмотр очередной серии любимого сериала. Что же касается более серьёзных задач, то для них по-прежнему хочется иметь больше производительности, удобный ввод данных и крупный экран — то есть, как минимум, ноутбук. А для перечисленных в начале этого абзаца сценариев можно вполне обойтись и iPhone, которые за годы существования iPad не только стали мощнее, но и обзавелись большими дисплеями (в эпоху первого iPad экран iPhone имел диагональ всего 3,5 дюйма и реально был не всегда пригоден для активного веб-сёрфинга или просмотра видео, на чём и основывалось превосходство планшета).
Apple iPad Pro 12,9"
Конечно, Apple старается убедить рынок в том, что iPad может быть полезен профессионалам, использующим гаджет не только для развлечений, но и в рабочих целях. Для этого был выпущен iPad Pro, у которого есть и стилус, и чехол с клавиатурой, и самая мощная из всех iOS-устройств аппаратная «начинка», дополненная внушительным дисплеем. Но какой бы удобной на фоне «простых» iPad ни казалась модель с приставкой Pro, многим по-прежнему привычнее набирать тексты на полноразмерной клавиатуре ноутбука или десктопа, взаимодействуя с ПО при помощи мышки.
Впрочем, маркетологи Apple тоже понимают, что ажиотаж вокруг планшетов спал, и именно поэтому мы так и не увидели iPad Air 3, который бы сменил анонсированный ещё в 2014 году iPad Air 2, а iPad mini «застрял» в 2015 году после выхода его четвёртого поколения.
Apple iPad Air 2
Заметим, что всё вышесказанное справедливо не только для экосистемы iOS, но и для рынка в целом, включая Android-устройства. По данным аналитической компании TrendForce, в 2016 году планшетов было отгружено на 8,3 % меньше, чем годом ранее, и в 2017 году данная тенденция сохранится.
Причина, как и в случае с iPad, заключается в том, что не существует ни одного варианта применения Android-планшетов, с которым бы не справились современные смартфоны на этой же операционной системе. При этом у последних есть одно существенное преимущество — они легче и помещаются практически в любой карман. Особенно сильно смартфоны «давят» на сегмент 7–8 дюймовых решений. Логика потребителей здесь проста: покупая 5,5–5,7-дюймовый аппарат, они лишь немного теряют в площади экрана, зато получают большую универсальность.
Dell Streak 5
О том, насколько значительное перераспределение ролей произошло за минувшие годы в мобильной электронике, свидетельствует тот факт, что семь лет назад некоторые планшеты обладали такими же размерами дисплеев, как сейчас бюджетные смартфоны. Вспомним, к примеру, Dell Streak 5 (он же Dell Mini 5), в 2010 году имевший TFT-матрицу диагональю всего 5 дюймов (800 × 480 точек), но относившийся к категории фаблетов, то есть планшетов с функцией телефона.
Впрочем, «хоронить» iPad вместе с остальным рынком подобных гаджетов ещё рано — слухи утверждают , что в 2017 году нас ждут сразу три новинки от Apple, а некоторые оптимистично настроенные эксперты даже предрекают рост продаж в данном сегменте после 2018 года. Правда, для этого производителям наверняка придётся пересмотреть саму идею планшета, ведь выпускать новые модели, просто улучшая их характеристики, уже недостаточно.