В то время как Стив Джобс (Steve Jobs), ознакомившись в 1979 году с прототипом графического интерфейса (GUI) и средств управления в лаборатории Xerox PARC, сразу разглядел за ними будущее персональных компьютеров, другие продолжали считать GUI карикатурной причудой. Оппоненты считали, что этот способ взаимодействия с компьютером не может предложить ничего серьёзного взамен компьютерного терминала. Всё это воспринималось некоторыми как нелепая и бессмысленная попытка заменить текст изображением.
Даже спустя два года после выхода Macintosh журналист Крис Гойенс (Chrys Goyens) сетовал на распространение графических интерфейсов: «То, что началось как революция Macintosh, — использование „мыши“ для наведения курсора и вызова различных команд, представленных иконками: изображения файловых папок, электронных калькуляторов, палитры художника и мусорного ведра — теперь распространилось». Автор указывал на феномен «иконкомании» и называл GUI «сомнительным благом». По его словам, система не давала особых улучшений, а в том же в текстовом редакторе не было принципиальных нововведений.
В 1990 году издание The New York Times использовало известную аналогию для описания графического интерфейса: «Компьютеры, имитирующие стол». В статье под этим заголовком приводилась карикатура, изображающая человека, сидящего за гигантским экраном компьютера вместо стола. Кстати, сегодня это некогда смешное изображение воплотилось в жизнь в виде моноблока с сенсорным экраном Microsoft Surface Studio.
В том же году преподаватель Марсия Хелио (Marcia Halio) из Университета штата Делавэр написала критическую статью в San Jose Mercury News, газете из домашнего региона Apple. Она утверждала, что студенческие работы, выполненные на Macintosh с графическим интерфейсом, оказываются хуже, чем на компьютерах IBM с командной строчкой. В интервью преподаватель сказала, что за 12 лет обучения не встречала такого количества небрежных работ, и привела сравнение: «Давать Macintosh учащемуся — то же самое, что посадить 16-летнего за спортивный автомобиль». А газета добавила: «Пиктограммы, мышь, шрифты и графика, делающие машину простой в использовании, могут столь же легко мешать творческим способностям ума при письме».
Apple не оставила это без внимания, и справедливо раскритиковала статью за ненаучный подход и отсутствие контрольных групп для оценки результатов наблюдения. Университет выступил с опровержением и принёс коллективное извинение за вероятный вред, нанесённый Apple. В статье, напечатанной журналом Computers and Composition, они выразили сожаление, что сообщение их сотрудницы привлекло столь большое внимание. В итоге публикация вышла в Academic Computing и получила распространение не столько среди преподавательского состава языковедов и лингвистов, сколько среди управляющих, ответственных за приобретение оборудования для своих кампусов.
Как известно, графический интерфейс был разработан специалистами из Xerox PARC (Palo Alto Research Center). Из этой же лаборатории вышли такие важные новации, как лазерные принтеры, компьютерная графика, текстовый редактор с отображением итогового печатного листа во время набора (принцип WYSIWYG), язык описания страниц Interpress (предшественник PostScript), локальная сеть Ethernet, объектно-ориентированное программирование на языке Smalltalk, концепция приложений «управление — модель — отображение». Мышь была разработана в Стэндфордском научно-исследовательском институте. Все эти технологии объединились в компьютере Xerox Alto и дорогой офисной системе Xerox Star, но компании не удалось успешно коммерциализировать эти разработки.
Билл Гейтс (Bill Gates) был знаком с идеей графического интерфейса на примерах Apple и Xerox. И менее чем через два года после появления Macintosh была выпущена Windows, которая тоже подвергалась критике за GUI-концепцию. Так, например, в отечественной публикации «Персональные ЭВМ в инженерной практике» 1989 года, авторы поделились своим впечатлением от работы с Windows:
«Одним из примеров громоздкой и, по мнению авторов, бесполезной надстройки является интегрированная система Windows фирмы Microsoft. Эта система занимает почти 1 Мбайт дисковой памяти и рассчитана на преимущественное использование совместно с устройством типа „мышь“. …По нашему мнению, символом чрезмерного эстетизма и громоздкости этой системы является подсистема, показывающая время. …За красоту всегда надо чем-то платить. В системе Windows эта плата — большое время перехода из одной системы в другую, громоздкость переключающих конструкций и большой объем необходимой памяти ЭВМ. …Теперь вспомним, что в DOS необходимо лишь набрать сочетание букв CD «имя каталога», дать возврат каретки и затем набрать команду DIR. Времени на это уйдёт в несколько раз меньше, чем при использовании системы Windows. …Обманчивая красота таких систем, однако, сильно воздействует на неискушённых пользователей, которые не имели практики работы на машине».
Несмотря на трудности в начале пути, графические интерфейсы изменили мир к лучшему, а время доказало не только правоту Стива Джобса, но и его умение превращать интересные разработки в востребованные продукты.
Голосовые команды и запросы становятся новым этапом развития интерфейсов, за которым последует сопутствующая волна беспокойств и критики.